Изоляция подростка.
Что делать
В последнее время мы часто слышим об обеспокоенности родителей из-за социальной изоляции их детей. Мы обратили внимание на ситуацию и обратились к эксперту в обучении старших подростков и взрослых.
Людмила Разглядная, сертифицированный коуч ACC ICF, групповой и командный коуч, преподаватель и методолог образовательных проектов, поделилась с нашей командой экспертной оценкой ситуации, разъяснив ключевые понятия
Подростки склонны изолироваться. Почему так происходит? К чему ведёт? Что делать?

Изоляция – часто, нежелание социализации. Давайте разберёмся, что такое социализация
В чем заключается процесс социализации?
определение
ценность
фазы
Социализация - это сложный, многосторонний и неотъемлемый элемент жизни любого человека.
 
Исследователи по-разному трактуют этот феномен, но в целом социализацию можно определить как процесс становления личности в обществе и адаптации к социальным нормам, правилам, ценностям, особенностям окружающей среды.
 
Важность процесса социализации обуславливается как биологическими, так и социокультурными причинами. С одной стороны, племя всегда повышало перспективы выживания в таком огромном и небезопасном мире, с другой стороны, помогало реализовать глубинные потребности в любви, признании, принадлежности к стае за счет общих норм, ценностей, характеристик, обмена знаниями и опытом с другими.
 
В процессе социализации человек:
общается со значимыми другими (например, членами семьи, друзьями, формальными или неформальными лидерами, т.е. теми людьми, которые имеют значение в его жизни)
примеряет на себя общественный опыт и общественные ценности (например, паттерны поведения, мировоззренческие установки и т.д.)
проходит процесс самоидентификации через отождествление/ противопоставление себя другим
научается эффективно взаимодействовать с другими людьми
определяет свое место в обществе и происходящих в нем социальных процессах
неизбежно сталкивается с трудностями в своем стремлении адаптироваться в обществе, закрыть потребности в безопасности, любви, принятии, признании, принадлежности стае и при этом сохранить лицо и собственную идентичность.
Три фазы процесса социализации
Освоение норм и ценностей, принятых в обществе, и научение соответствовать этим нормам.
Процесс самоидентификации и самоактуализации, желание оказывать влияние в обществе, воздействовать на других людей.
Интеграция в определенную социальную группу с целью раскрытия потенциала, возможностей и их проявления.
Проблемы социализации современных подростков
ОБЩИЕ
проблемы в общении со сверстниками
По Д.Б. Эльконину, ведущими типами деятельности подростков являются интимно-личностное общение (начиная с 11-14 лет) и учебно-профессиональная (начиная с 15-20 лет). Таким образом, важные источники мотивации для подростков - коллектив сверстников и перспективы профессионального развития.
Происходит переориентация общения с родителей и учителей (т.е. значимых взрослых) на сверстников. Общение со сверстниками - одновременно и важный информационных канал, и особый вид эмоционального контакта. Вместе с тем, возникает противоречие потребностей быть принятым в группу, слиться с группой и сохранить свою индивидуальность.

Основные проблемы, которые могут возникнуть в общении со сверстниками:
социальное расслоение
буллинг
трудности с адаптацией в группе
непринятие со стороны группы и др.

Проблемы в общении с родителями и другими значимыми взрослыми

Семья играет важнейшую роль в процессе социализации человека. Любому подростку важно иметь возможность общаться со взрослыми, причем не только слушать и слушаться, но и поддерживать диалог, высказывать свое мнение, делиться важными событиями, мыслями и переживаниями.

Если обратиться к концепции “зон ближайшего развития” Л.С. Выготского, то под этим термином он понимает расхождение между уровнем актуального развития ребенка, его способностью вести самостоятельную деятельность и уровнем потенциального развития, которое возможно лишь в процессе сотрудничества со взрослыми. Другими словами, зона ближайшего развития - это все потенциальные возможности ребенка, которые развиваются при условии достаточно высокой, но доступной степени трудности заданий и дозированной информационной помощи от значимого взрослого - родителя или педагога.

Общение со значимыми взрослыми дает возможность научиться высказывать свои мысли и ощутить свою нужность, готовность взрослого выслушать и поддержать, помочь в развитии.

Проблемы, которые могут возникнуть в общении со взрослыми:
· закрытость и недоверие миру из чувства “меня не понимают”/ “меня не слушают”
· болезненная сепарация и отстаивание личных границ/ систематическое нарушение личных границ со стороны взрослых
· попытка отстоять свое право общаться со взрослыми как партнер (“я уже не ребенок”)/ нежелание взрослого дать эту возможность
· неудовлетворенная потребность в поддержке со стороны взрослых (подростку важна внешняя оценка + важно, чтобы значимый взрослый поддержал, даже если он не прав)

Проблемы с восприятием мира: физиологические или психологические трудности, затрудняющие процесс социализации и интеграции в общество

Проблемы с восприятием себя:
сложности с самоидентификацией и самоактуализацей - стремление к подтверждению собственной уникальности с одной стороны и конформность, групповое мышление, подражательность и стремление
.слиться с группой с другой стороны

Чувство одиночества из-за
- низкой самооценки
- чувства тревоги
- недоверия другим людям
- юношеского максимализма/ бунтарства/ нигилизма
- чувства собственной исключительности (“я не такой, как все”, “меня никто не понимает”, “я не знаю, где мое место/ к какой группе я принадлежу”)

Агрессивное влияние внешней среды: видео игры, виртуальная реальность, СМИ, тревожный мировой контекст как способ/ причина ухода от реальности
Психологические и когнитивные особенности поколения зумеров
Помимо перечисленных выше факторов, поколению зумеров также присущ ряд особенностей, затрудняющих процесс социализации.
Исследователи по-разному называют поколение середины 1990-х  начала 2010-х - “зумеры”, “центениалы”, “iGen”, “цифровые аборигены”. Возрастные границы поколения достаточно размыты, а само поколение еще не изучено настолько, чтобы делать однозначные выводы, поэтому пока мы во многом работаем с гипотезами

растут в контексте, когда цифровая реальность - ведущее измерение реальности, наиболее понятная и безопасная среда; когда в онлайне можно общаться, учиться, работать и даже решать большую часть бытовых вопросов; когда нет необходимости в запоминании больших объемов информации; когда наиболее ценный вид грамотности - цифровая
удлиненный подростковый возраст с поиском собственной уникальности и пути развития
как следствие, больше подвержены тревожности и депрессиям, поэтому отрицательно реагируют на манипуляции и мотивацию страхом
имеют противоречивые взгляды и ценности: с одной стороны, главная цель - счастье, которое приравнивается к успеху в жизни; с другой стороны, боятся ставить слишком амбициозные цели, чтобы не разочаровать себя и других
с одной стороны, индивидуалы, которые верят в собственную исключительность, с другой - поколение мейнстрима, не могут жить без общения и признания, боятся одиночества и социального несоответствия
боятся однообразия и рутины, важно постоянно оставаться на связи и быть в курсе всех последних новостей
нет устойчивых трендов и предпочтений
не верят в модель постепенного движения к целям, надеясь получить все здесь и сейчас
не берутся за решение задачи, пока не узнают, зачем им это нужно
все хорошо с многозадачностью и плохо - с критическим мышлением, что, в свою очередь, влияет на поверхностность суждений
не признают авторитет взрослых, стремясь к партнерским отношениям, в том числе с родителями, однако полностью зависят от них, т.к. не умеют самостоятельно принимать решения
Последствия
дефицит общения и внимания
плохие компании (когда у ребенка дефицит общения, он ищет его хоть где-нибудь, а если ребенок еще и обижен на родителей и весь мир, он будет искать стаю себе подобных)
зависимости
уход от реальности в виртуальный мир
низкая самооценка
сложности с коммуникацией и адаптацией в современном мире
 
В таких случаях хорошей рекомендацией является поиск интересов, увлечений или групповых занятий например, поиск коммьюнити/ сообществ, спортивных клубов, книжных клубов, языковых клубов и учебных центров с комфортной для ребенка развивающей средой.
Как поддержать подростка?
Поддержка семьи
Семья обеспечивает ребенку первый опыт социализации и общения с другими людьми. В процессе развития, воспитания и общения со значимыми взрослыми ребенок впитывает в себя их лучшие качества, учится жить в обществе, следовать установленным правилам и ценностям.
 
Как родитель может поддержать подростка:
·        хвалить и научить принимать похвалу, формируя здоровую самооценку
·        выстраивать доверительные, уважительные отношения и безопасное пространство для проявления мыслей и эмоций, спрашивать мнение ребенка по различным вопросам и прислушиваться к нему
демонстрировать готовность оказать поддержку
·        учить навыкам самоорганизации и тайм-менеджмента, давать пространство для автономии
·        учить анализировать неудачи
заниматься собственным развитием, вести активную жизнь, выступая в роли ролевой модели для своего ребенка

Профессиональная поддержка
·        индивидуальная и групповая работа с психологом или коучем
·        коучинговые и психологические тренинги (самооценка, работа с тревожностью, развитие коммуникативных навыков и т.д.) 


 3. Поддержка в образовательных центрах
            Обучение и активное участие  подростка в жизни образовательного центра может стать актуальным решением многих подростковых проблем, где ориентиром в  в процессе развития становятся не взрослые, а свертники; подросток учится  занимать более активную позицию и брать на себя ответственность в решении своих проблем
Что может предложить образовательный центр:
·        поддержку сверстников и старших товарищей
·        систему бадди (система неформального наставничества среди однокурсников, совместное решение трудных задач, взаимный контроль со сдачей заданий и т.д.)
·        клубы и комьюнити по интересам
·        студентоориентированный и эмпатичный подход в обучении, поддержку тьюторов и возможность разработки индивидуальных образовательных траекторий
·        развивающую образовательную среду
·        разнообразие форматов обучения
·        тренинги по развитию мягких навыков и профессиональных компетенций
·        поддержку в формирование метанавыков XXI века (4K: критическое мышление, коммуникативные навыки, креативное мышление, кооперация; рефлексивные навыки; эмоциональный интеллект; тренд на формирование математического мышления и др.)
Заключение
В данной статье мы постарались комплексно взглянуть на проблемы социализации, с которыми могут столкнуться современные подростки, например:
социальное расслоение
буллинг
трудности с адаптацией в группе
непринятие со стороны группы и др.
·        закрытость и недоверие миру из чувства  “меня не понимают”/ “меня не слушают”
·        болезненная сепарация и отстаивание личных границ/ систематическое нарушение личных границ со стороны взрослых
·        попытка отстоять свое право общаться со взрослыми как партнер (“я уже не ребенок”)/ нежелание взрослого дать эту возможность
·        неудовлетворенная потребность в поддержке со стороны взрослых (подростку важна внешняя оценка + важно, чтобы значимый взрослый поддержал, даже если он не прав)
 
проблемы с восприятием мира: физиологические или психологические трудности, затрудняющие процесс социализации и интеграции в общество
 
проблемы с восприятием себя: 
сложности с самоидентификацией и самоактуализацей - стремление к подтверждению собственной уникальности с одной стороны и конформность, групповое мышление, подражательность и стремление
.слиться с группой с другой
чувство одиночества из-за 
низкой самооценки
чувства тревоги
недоверия другим людям
юношеского максимализма/ бунтарства/ нигилизма
чувства собственной исключительности (“я не такой, как все”, “меня никто не понимает”, “я не знаю, где мое место/ к какой группе я принадлежу”)
агрессивное влияние внешней среды: видео игры, виртуальная реальность, СМИ, тревожный мировой контекст как способ/ причина ухода от реальности

Изоляция может быть защитным механизмом человека в процессе адаптации  к внешнему миру на ранних этапах взросления - от обыкновенных трудностей в общении со сверстниками и нежелания задумываться о будущем до плохой компании. Для того, чтобы поддержать подростков в их развитии важно выявить проблему и вовремя приступить к её решению.
***
Если вы родитель, вы заботитесь о ребенке и точно хотите для него самого лучшего. Вы не раз были обеспокоены успехами своего ребёнка, его планами на будущее.
Мы в IT-Academy видим, с какими сложностями сталкиваются наши студенты и их родители и стремимся создать качественную образовательную среду для формирования поколения будущего.

IT-Academy - образовательный центр по программированию с развивающей средой, совмещением группового обучения и индивидуального подхода к каждому студенту. Наши студенты активно адаптируются к среде группового образования, развивают коммуникативные навыки, математическое мышление, предпринимательское и инновационное мышление

В случае, если сфера и род деятельности не подойдут, обучение программированию предоставит длительную и многостороннюю пользу в виде:
софт навыков: коммуникация, командная работа, решение проблем и тайм-менеджмент.
На курсах наши студенты могут получить консультацию и руководство по трудоустройству и дальнейшей самореализации;
развития навыков предпринимательства и инновации, используя навыки полученные в программировании в предпринимательских решениях.
Расширения нетворкинга, то есть круга полезных знакомств
И конечно же, настрой на постоянное развитие и образование

Для назначения консультации заполните форму ниже
Введите ваш телефон
Наши контакты
+998781130512
Ташкент, ул. Шахрисабз, 7
Ташкент, пр-кт Бунёдкор 64/1